Эксперт
Местный
В Новой философской энциклопедии диалектика определяется как «логическая форма и способ разрешения противоречий в теоретически мыслимом». (Новая философская энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 652). Данное определение отводит понятию противоречий центральное место. И это не случайно. Парный характер категорий диалектики, философских категорий вообще раскрывает процесс изменения и раз- пития в его всеобщей форме как взаимоисключение и единство противоположностей. От античного понимания диалектики как диалога, столкновения противоположных суждений в искусстве спора (субъективная диалектика) наука, а затем и философия перешли к пониманию объективной диалектики, обнаружили противоречия в самой сути
вещей — в обществе и природе, а не только в мышлении и познании. Противоречия и противоположность — наиболее общие категории, о&ьемлющие весь понятийный аппарат диалектического мышления.
Противоположности. Еще в конце IV — начале V века Гераклит Эфесский отмечал наличие в природе противоположных начал: «Враждующее соединяется, из расходящихся - прекрасная гармония, и все происходит через борьбу» (Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 42). Он утверждал, что все течет, подобно течению реки. Всеобщая смена явлений представляется Гераклитом как переход в собственную противоположность: «холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется» (Там же. С. 49). Наличие и взаимопревращение противоположностей в природе утверждали в разное время Н. Кузанский и Дж. Бруно, Г. Лейбниц и Б. Спиноза и др. Гегель рассматривал движение как разрешение противоречий: «... точно так же планеты, хотя они и притягиваются Солнцем, несмотря на это отношение к своему центру, кажутся обладающими самостоятельностью и по отношению к этому своему центру, и между собой, таковое противоречие и выражается в движении планет вокруг центра». (Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 3. М., 1977. С. 17). Противоположности — суть стороны предмета, взаимоисключающие и взаимно предполагающие друг друга. Противоположности — соотносительные понятия. Взятые в разных отношениях, они не составляют единства и могут не противоречить друг другу. Противоречия — суть отношения взаимоисключения и взаимопревращения противоположных сторон вещи или явления. Диалектическое противоречие — опосредованное единство взаимоисключающих противоположностей. Противоположности — основа противоречий, а посредствующие звенья — механизм их разрешения. В качестве иллюстрации роли посредствующих звеньев и понятий противоположностей могут служить следующие факты: в полярностях наследственности и изменчивости посредствующим звеном является генетический код, обеспечивающий не только сохранение предшествующего состояния организма, но и сохранение новых приобретенных признаков. В общественной жизни посредствующим звеном между крайними противоположностями сверхбогатых и сверхбедных слоев общества является так называемый средний класс.
Еще Аристотель отмечал, что средний класс должен составлять большую часть населения страны, в противном случае состояние общества всегда будет нестабильным. Ведь именно мелкие собственники вкладывают часть прибыли в развитие своего дела, изучают и чутко реагируют на конъюнктуру рынка, насыщают рынок необходимыми товарами и услугами. Естественного развития мелкого собственника в среднего в нашей стране не произошло, доля среднего класса в стране чрезвычайно мала. Неэффективная государственная монополия сменилась под патронажем государственных структур (!) не менее гигантскими частными монополиями, больше занятыми отмыванием скрытых от государства налогов. Это постоянно порождает нестабильность общества, обостряет противоречия. Другим примером является отношение личности и общества. Как известно, личность и общество — противоположности, посредствующее звено — социальные группы, в которые личность включена.
Эти и другие примеры показывают, что в познании важно учитывать как наличие внутренних противоположностей, так и посредствующие звенья. В начале 1930-х годов английский физик Поль Дирак предсказал существование позитронов, т. е. частиц, аналогичных электронам, но обладающих положительным зарядом. Ученому трудно было поверить в реальное существование античастиц, хотя ошибок в своей теории он не находил. Таким образом, способ связи противоположностей и разрешения противоречий определяется характером опосредования. Сами посредствующие звенья представляют собой сочетание свойств крайних членов противоречия.
Тождество и различие. Развитие предмета и разрешение противоречий проходит ряд стадий. Первоначальная стадия - состояние относительного тождества предмета с самим собой. В природе не существует абсолютного тождества. Так, например, каждый организм имеет отличительные признаки даже на уровне строения молекулы белка, не говоря уже о генетическом коде. Никогда не бывает тождественным самому себе любой предмет. «Как это может быть?» — спросите вы. Конечно, подходя к зеркалу, вы не увидите никакой разницы в своем облике. А вот встретившись со свои другом пять лет спустя, наверное, и вы, и он подумаете: «Как он изменился!» Различие — отношение несовпадения свойств одного и того же предмета при преобладании свойств, сохранившихся от прежнего состояния. Различие может быть существенным либо несущественным. Существенное различие - предпосылка перехода предмета в противоречие с самим собой. Это стадия противоположности, разрешение которой приводит к кардинальному изменению предмета. Таким образом, развитие имеет своим источником нарастание и разрешение противоречий.
Следует различать источник развития и движущую силу развития. Источник развития — явление внутреннего порядка, внутренние противоречия предмета. Движущей силой может быть и внешнее противоречие. К примеру, вы простудились. Движущей силой изменения вашего состояния явилась в данном случае внешняя среда. Главная сторона и структуре диалектического противоречия - отрицательная, поскольку она направлена на снятие, отрицание данного противоречия. Положительная сторона направлена на сохранение данного противоречия, статус-кво.
Виды противоречий. Все многообразие противоречий классифицируется по разным основаниям. Различают внутренние и внешние противоречия, случайные и необходимые, основные и неосновные, главные и неглавные. Основные противоречия возникают между крайними сторонами структуры, неосновные противоречия - между посредствующими звеньями. Основные противоречия качественны,
существенны и необходимы. Без основных противоречий нет предмета, его качественной определенности и целостности. Неосновные противоречия носят случайный характер, их наличие или отсутствие не изменяет качественной определенности предмета. Главные противоречия - противоречия момента: они могут быть как внутренними, так и внешними, как основными, так и неосновными. Например, в автомобильной аварии, когда жизнь человека висит на волоске, отступают на второй план все внутренние противоречия (психологические конфликты, стрессы и физиологические патологии).
Внутренняя противоречивость бытия — объективная реальность, фундаментальное и всеобщее свойство природы и общества. Что же касается жизни каждого человека, то он повседневно сталкивается с противоречиями, принимает решения, делает оценки, раскаивается и зачастую сожалеет об ошибках, осуществляет трудный выбор. Показатель зрелого мышления - умение видеть внутреннюю противоречивость любого события, ситуации, предположения и взвешенно оценивать плюсы и минусы принимаемых решений.
P.S. контрадикторное умозаключение -противоречие, контрарное -противоположность.
вещей — в обществе и природе, а не только в мышлении и познании. Противоречия и противоположность — наиболее общие категории, о&ьемлющие весь понятийный аппарат диалектического мышления.
Противоположности. Еще в конце IV — начале V века Гераклит Эфесский отмечал наличие в природе противоположных начал: «Враждующее соединяется, из расходящихся - прекрасная гармония, и все происходит через борьбу» (Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 42). Он утверждал, что все течет, подобно течению реки. Всеобщая смена явлений представляется Гераклитом как переход в собственную противоположность: «холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется» (Там же. С. 49). Наличие и взаимопревращение противоположностей в природе утверждали в разное время Н. Кузанский и Дж. Бруно, Г. Лейбниц и Б. Спиноза и др. Гегель рассматривал движение как разрешение противоречий: «... точно так же планеты, хотя они и притягиваются Солнцем, несмотря на это отношение к своему центру, кажутся обладающими самостоятельностью и по отношению к этому своему центру, и между собой, таковое противоречие и выражается в движении планет вокруг центра». (Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 3. М., 1977. С. 17). Противоположности — суть стороны предмета, взаимоисключающие и взаимно предполагающие друг друга. Противоположности — соотносительные понятия. Взятые в разных отношениях, они не составляют единства и могут не противоречить друг другу. Противоречия — суть отношения взаимоисключения и взаимопревращения противоположных сторон вещи или явления. Диалектическое противоречие — опосредованное единство взаимоисключающих противоположностей. Противоположности — основа противоречий, а посредствующие звенья — механизм их разрешения. В качестве иллюстрации роли посредствующих звеньев и понятий противоположностей могут служить следующие факты: в полярностях наследственности и изменчивости посредствующим звеном является генетический код, обеспечивающий не только сохранение предшествующего состояния организма, но и сохранение новых приобретенных признаков. В общественной жизни посредствующим звеном между крайними противоположностями сверхбогатых и сверхбедных слоев общества является так называемый средний класс.
Еще Аристотель отмечал, что средний класс должен составлять большую часть населения страны, в противном случае состояние общества всегда будет нестабильным. Ведь именно мелкие собственники вкладывают часть прибыли в развитие своего дела, изучают и чутко реагируют на конъюнктуру рынка, насыщают рынок необходимыми товарами и услугами. Естественного развития мелкого собственника в среднего в нашей стране не произошло, доля среднего класса в стране чрезвычайно мала. Неэффективная государственная монополия сменилась под патронажем государственных структур (!) не менее гигантскими частными монополиями, больше занятыми отмыванием скрытых от государства налогов. Это постоянно порождает нестабильность общества, обостряет противоречия. Другим примером является отношение личности и общества. Как известно, личность и общество — противоположности, посредствующее звено — социальные группы, в которые личность включена.
Эти и другие примеры показывают, что в познании важно учитывать как наличие внутренних противоположностей, так и посредствующие звенья. В начале 1930-х годов английский физик Поль Дирак предсказал существование позитронов, т. е. частиц, аналогичных электронам, но обладающих положительным зарядом. Ученому трудно было поверить в реальное существование античастиц, хотя ошибок в своей теории он не находил. Таким образом, способ связи противоположностей и разрешения противоречий определяется характером опосредования. Сами посредствующие звенья представляют собой сочетание свойств крайних членов противоречия.
Тождество и различие. Развитие предмета и разрешение противоречий проходит ряд стадий. Первоначальная стадия - состояние относительного тождества предмета с самим собой. В природе не существует абсолютного тождества. Так, например, каждый организм имеет отличительные признаки даже на уровне строения молекулы белка, не говоря уже о генетическом коде. Никогда не бывает тождественным самому себе любой предмет. «Как это может быть?» — спросите вы. Конечно, подходя к зеркалу, вы не увидите никакой разницы в своем облике. А вот встретившись со свои другом пять лет спустя, наверное, и вы, и он подумаете: «Как он изменился!» Различие — отношение несовпадения свойств одного и того же предмета при преобладании свойств, сохранившихся от прежнего состояния. Различие может быть существенным либо несущественным. Существенное различие - предпосылка перехода предмета в противоречие с самим собой. Это стадия противоположности, разрешение которой приводит к кардинальному изменению предмета. Таким образом, развитие имеет своим источником нарастание и разрешение противоречий.
Следует различать источник развития и движущую силу развития. Источник развития — явление внутреннего порядка, внутренние противоречия предмета. Движущей силой может быть и внешнее противоречие. К примеру, вы простудились. Движущей силой изменения вашего состояния явилась в данном случае внешняя среда. Главная сторона и структуре диалектического противоречия - отрицательная, поскольку она направлена на снятие, отрицание данного противоречия. Положительная сторона направлена на сохранение данного противоречия, статус-кво.
Виды противоречий. Все многообразие противоречий классифицируется по разным основаниям. Различают внутренние и внешние противоречия, случайные и необходимые, основные и неосновные, главные и неглавные. Основные противоречия возникают между крайними сторонами структуры, неосновные противоречия - между посредствующими звеньями. Основные противоречия качественны,
существенны и необходимы. Без основных противоречий нет предмета, его качественной определенности и целостности. Неосновные противоречия носят случайный характер, их наличие или отсутствие не изменяет качественной определенности предмета. Главные противоречия - противоречия момента: они могут быть как внутренними, так и внешними, как основными, так и неосновными. Например, в автомобильной аварии, когда жизнь человека висит на волоске, отступают на второй план все внутренние противоречия (психологические конфликты, стрессы и физиологические патологии).
Внутренняя противоречивость бытия — объективная реальность, фундаментальное и всеобщее свойство природы и общества. Что же касается жизни каждого человека, то он повседневно сталкивается с противоречиями, принимает решения, делает оценки, раскаивается и зачастую сожалеет об ошибках, осуществляет трудный выбор. Показатель зрелого мышления - умение видеть внутреннюю противоречивость любого события, ситуации, предположения и взвешенно оценивать плюсы и минусы принимаемых решений.
P.S. контрадикторное умозаключение -противоречие, контрарное -противоположность.