Государственная экспертиза: новое в законодательстве

prorab

Местный
  1. Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 402 ФЗ «О внесении изменений в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, экспертиза проектной документации не проводится в отношении жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки) и многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования только в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
  2. Приказом Минстроя России от 9 декабря 2015 г. № 887/пр «Об утверждении требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государствен ной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий» утверждены требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, указанных в частях 1 и 2.1. статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
  3. Изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. № 1330 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145», установлено: с 1 сентября 2016 г. проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, подготовленные в отношении объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых осуществляется полностью или частично за счет средств федерального бюджета, а также документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представляются в государственное учреждение, подведомственное Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в электронной форме, за исключением случаев, когда проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий содержат сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации; с 1 января 2017 г. проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, а также иные документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представляются в государ ственное учреждение, подведомственное Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а также в уполномоченные на проведение такой государственной экспертизы органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственные этим органам го сударственные учреждения в электронной форме, за исключением случаев, когда проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий содержат сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации. представление в электронной форме документов осу ществляется с использованием в том числе федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»; документы, представляемые в электронной форме, подписываются руководителем организации или уполномоченным им лицом с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, предусмотренной Федеральным законом «Об электронной подписи»; Указанным постановлением также внесен ряд иных изменений, касающихся проведения государственной экспертизы в отношении проектной документации и результатов инженерных изысканий, представляемых в электронной форме.
  4. Согласно изменениям, внесенным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. № 1333 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145, состав документов, направляемых заявителем для проведения государственной экспертизы, дополнен копией положительного сводного заключения о проведении публичного технологического аудита крупного инвестиционного проекта с государственным участием (в случае если проведение пу бличного технологического и ценового аудита является обязательным в соответствии с Положением о проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. № 382 «О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»).
  5. Информация о представлении в ФАУ «Главгосэкспертиза России» документов для проведения проверки достоверности определения сметной стоимости в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 23.01.2017 № 51 «О внесении изменений в Положение о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов» В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 23.01.2017 № 51 (вступает в силу с 3 февраля 2017 года) документы для проведения проверки достоверности определения сметной стоимости (далее — проверка сметной стоимости) объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, должны представляться в форме электронных документов. Документы на бумажном носителе представляются в ФАУ «Главгосэкспертиза России» (далее – Учреждение) только при наличии сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации. Электронные документы (представляемые в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»), подписываются лицами, обладающими полномочиями на их подписание в соответствии с законодательством Российской Федерации, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, предусмотренной Федеральным законом «Об электронной подписи». Документы, представленные с нарушением указанных требований, не подлежат рассмотрению Учреждением. Подпункт «б» пункта 8 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 427 (далее – Положение о проверке сметной стоимости) дополнен нормой о необходимости представления в составе документов для проведения проверки сметной стоимости строительства, реконструкции объектов капитального строительства юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными 2 учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации проектной документации, согласованной с руководителем такого юридического лица. Отдельно следует отметить, что требования к документам, представляемым для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства (пункт 8.2 Положения о проверке сметной стоимости), дополнены положением о необходимости представления проектной документации в случаях, если подготовка проектной документации является обязательной или такая документация разработана по инициативе застройщика. Обращаем внимание, что согласно части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) подготовка проектной документации не требуется только при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). На основании части 12.2. статьи 48 ГрК РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства
  6. Главгосэкспертиза России напоминает, что с 1 января 2017 года проектная документация, результаты инженерных изысканий и иные документы, необходимые для проведения государственной экспертизы, должны представляться в Главгосэкспертизу России, а также в региональные организации государственной экспертизы только в электронной форме вне зависимости от источника финансирования строительства объекта Исключение составляют случаи, когда проекты содержат сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с действующим законодательством.
    Электронный формат работы значительно упростит работу заявителей с экспертными организациями и сократит расходы, неизбежные при подаче документации в бумажной форме.
  7. Ввиду того, что направление материалов на государственную экспертизу является прерогативой заявителя, а также учитывая, что в соответствии с пунктом 7 части 8 статьи 49 Кодекса направление проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в государственное учреждение, которое в соответствии с Кодексом не уполномочено проводить государственную экспертизу в отношении таких материалов, является основанием для отказа в принятии указанных материалов на государственную экспертизу, ФАУ «Главгосэкспертиза России» при отсутствии у заявителя достаточных оснований для проведения государственной экспертизы на федеральном уровне обязано отказать в ее проведении.
 

Alex

Местный
Утверждены требования к формату электронных документов, представляемых для проведения экспертизы

Приказ Минстроя России от 12 мая 2017 года № 783/пр «Об утверждении требований к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства» зарегистрирован в Минюсте России 25.08.2017 № 47947.

В соответствии с новым приказом признаются утратившими силу приказы Минстроя России от 21 ноября 2014 года № 728/пр и от 10 июня 2015 г. No418/пр.

Приказ от 12 мая 2017 года № 783/пр содержит требования к формату электронных документов, передаваемых на экспертизу проектно-сметной документации и результатов инженерных изысканий.

Так, теперь для получения услуг электронные документы необходимо будет представлять в виде файлов в формате xml за исключением тех случаев, когда на официальном сайте Министерства отсутствует xml-схема, подлежащая использованию для формирования электронного документа. Тогда электронные документы допускается представлять в форматах:

а) doc, docx, odt — для документов с текстовым содержанием, не включающим формулы (за исключением документов, указанных в подпункте «в»);

б) pdf — для документов с текстовым содержанием, в том числе включающих формулы и (или) графические изображения (за исключением документов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта), а также документов с графическим содержанием;

в) xls, xlsx, ods — для документов, содержащих сводки затрат, сводного сметного расчета стоимости строительства, объектных сметных расчетов (смет), локальных сметных расчетов (смет), сметных расчетов на отдельные виды затрат.

Кроме того, электронные документы должны формироваться способом, не предусматривающим сканирование документа на бумажном носителе (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящих Требований). В документе содержатся также требования к предельному размеру документа — он не должен превышать 80 мегабайт.

Приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

http://stroyfinexpert.ru/utverzhden...-predstavlyaemyh-dlya-provedeniya-ekspertizy/
 

root

Администратор
Команда форума
Назначение и проведение судебной экспертизы: анализ законодательства
sud_expertiza.jpg


Обзор подготовлен на основании статьи А. В. Хмелевой «К вопросу о совершенствовании законодательства в области назначения и производства судебных экспертиз». Автор - Хмелева Алла Владимировна – заведует кафедрой криминалистики Академии Следственного комитета РФ, кандидат юридических наук.

Эффективность предварительного расследования в значительной степени зависит от профессиональной работы, а также от делового сотрудничества эксперта и следователя. Снижает эту эффективность пробелы в законодательстве, не позволяющие правильно регулировать назначение и проведение экспертиз.

Автор статьи анализирует имеющиеся недостатки законодательства и высказывает ряд предложений по совершенствованию процесса использования судебной экспертизы при расследовании преступлений.

Основные документы, рассмотренные в статье:

  • Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее - УПК);
  • Федеральный закон N 73-ФЗ от 31 мая 2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон);
  • Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» (далее - Постановление Пленума).
  • Именно эти нормативные акты регулируют процесс взаимодействия следователя со специалистами и экспертами.
Автор проанализировала различные аспекты назначения и проведения экспертизы и разобрала часто возникающие проблемы, связанные с законодательством.

1. Об ответственности эксперта и специалиста

Закон устанавливает уголовную ответственность специалиста и эксперта за дачу заведомо ложных показаний, заключений (ст. 307 УК РФ «Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста и неправильный перевод»).

В чем недостаток: в тексте документа упоминается ответственность специалиста только за дачу заведомо ложных показаний. Упоминания об ответственности эксперта за его заключение нет.

Профессор О.Я. Баев считает, что это логично: «в соответствии со ст. 80 УПК заключение специалиста есть его суждение, за суждения как таковые уголовная ответственность невозможна».

Однако, согласно ст. 58 УПК РФ, «специалист приглашается в том числе для разъяснения сторонам или суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию. Эти разъяснения он в виде письменных суждений может оформить как заключение специалиста, при этом уголовная ответственность по ст. 307 УК наступает не за ошибочные суждения специалиста, а за заведомо ложные. Эту позицию по рассматриваемому вопросу разделяют и другие авторы».

2. Ответственность эксперта до следствия, в его процессе и в суде

Согласно ст. 307 УК РФ, эксперт несет уголовную ответственность за дачу ложных показаний и заключения при производстве предварительного расследования дела и в суде.

В чем недостаток: на стадии доследственной проверки закон уголовную ответственность эксперта не оговаривает.

3. Назначение стационарной СПЭ

Согласно закону (ст. 202 УПК и ст. 28 Закона), стационарная СПЭ может быть назначена как в отношении обвиняемого, так и в отношении подозреваемого.

В чем недостаток: стадии доследственной проверки еще не существует таких участников уголовного процесса. Значит, проведение судебно-психиатрической или психолого-психиатрической экспертизы до возбуждения уголовного дела невозможно. Однако в законодательных актах подобное исключение не оговаривается.

4. Отвод специалиста и эксперта

Основания для отвода специалиста и эксперта определены в ст. 70 и 71 УК РФ. Следователь обязан их учитывать для того, чтобы правильное и обоснованное заключение не приняло статус недопустимого доказательства (п. 3 ч. 2 ст. 75 УПК).

Общими основаниями для отвода являются ситуации:

  • если эксперт или специалист находится в близком или ином родстве с одним из участников производства по делу;
  • если он является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, свидетелем и иным участником производства по делу, отмеченным в п. 2 ч. 1 ст. 61 УПК;
  • если имеются иные обстоятельства, дающие основания полагать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе данного уголовного дела.
Данные основания касаются и отвода следователя, дознавателя, судьи, прокурора.

Существуют и специфические основания для отвода специалиста и эксперта (ст. 70 и 71 УК РФ):

  • эксперт и специалист не может принимать участие в производстве по уголовному делу, если он находился или находится в служебной или иной зависимости от сторон или их представителей;
  • если обнаружится его некомпетентность.
Не являются основаниями для отвода специалиста и эксперта предыдущее участие в качестве эксперта (п. 1 ч. 2 ст. 70 УПК).

В чем недостаток: в положении есть неточность – в соответствии с законом (ст. 207 УПК), если назначена повторная экспертиза, то она поручается другому эксперту. Т.е. выполнение первичной экспертизы является основанием для отвода эксперта по повторной экспертизе.

Автор выделяет еще два важных момента, требующих большей ясности в законодательстве.

О поручении экспертизы эксперту подразделений СК России

Сотрудники отделов или управлений, каким является эксперт отдела криминалистики или самостоятельного экспертного подразделения в территориальном следственном управлении, находятся в служебной зависимости от стороны обвинения.

Эксперт и в этих случаях составляет заключение от своего имени. Его предупреждают об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Постановление о назначении судебной экспертизы следователем направляется непосредственно эксперту (а не руководителю следственного органа). Автору статьи неизвестны случаи признания судом заключения эксперта недопустимым доказательством по вышеуказанному основанию, но проблема налицо.

О допустимости доказательств

Законодательство РФ устанавливает особое основание для отвода эксперта - судебного медика или психиатра, которое не содержится в УПК. В статье 18 Закона «Ограничения при организации и производстве судебной экспертизы». Помимо ссылки на УПК, имеется следующее положение: «в производстве судебной экспертизы в отношении живого лица не может участвовать врач, который до ее назначения оказывал указанному лицу медицинскую помощь». Это правило призвано обеспечить объективность последующей экспертизы. Для этого целесообразно внести соответствующее дополнение в ст. 70 УПК.

5. Постановление о назначении экспертизы

Подозреваемый, обвиняемый, его защитник, потерпевший и его представитель вправе знакомиться с постановлением о назначении экспертизы (ч. 3 ст. 195 и п. 1 ч. 1 ст. 198 УПК). Эта возможность предоставляется с тем, чтобы они могли реализовать предоставленные им по закону права (п. п. 2 - 4 ст. 198 УПК):

  • заявить отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении;
  • ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц либо о производстве экспертизы в конкретном экспертном учреждении;
  • ходатайствовать о внесении в постановление о назначении экспертизы дополнительных вопросов эксперту.
В чем недостаток: закон не уточняет, когда следователь должен ознакомить с постановлением.

На практике происходит так: с постановлением указанные лица знакомятся только после заключения эксперта. Это не дает возможности подозреваемому, обвиняемому полностью реализовать свои права.

В настоящее время в Госдуму внесен законопроект о дополнении ч. 3 ст. 195 УПК. В соответствии с данной поправкой «обязанность по ознакомлению подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего следователь должен будет выполнить до начала производства экспертизы».

6. Право свидетеля на ознакомление с экспертизой

Свидетель вправе знакомиться с проведенной экспертизой (ч. 2 ст. 198 и ч. 2 ст. 206 УПК). Пленум ВС уточнил: свидетель имеет право знакомиться только с заключением экспертизы, которая проведена в отношении него. Данное уточнение целесообразно внести в соответствующие статьи УПК.

7. Комплексная экспертиза

Законодательство (статьи 201 УПК и 21, 23 Закона) предусматривает, что комплексная экспертиза - это разновидность комиссионной экспертизы, выполняемая экспертами разных специальностей. Производство комплексной экспертизы одним экспертом, освоившим разные специальности, не предусмотрено.

В чем недостаток: п. 12 Постановления Пленума такую возможность предусматривает, и в данном случае правовой коллизии как таковой нет. Потому что постановление Пленума является актом толкования права, но указанные разночтения желательно устранить.”

8. Охрана отделений для проведения стационарной СПЭ

До сих пор не решена проблема охраны обвиняемых и подозреваемых, находящихся в отделениях психиатрических стационаров для проведения СПЭ.

Вопрос о том, какие органы должны осуществлять эту охрану, пытаются решить в течение последних 10 лет. Проблема приводит к тому, что следователи назначают проведение экспертизы в другие регионы. Это приводит к затягиванию сроков проведения экспертизы и сроков предварительного следствия: до 2-2,5 месяцев (с учетом этапирования).

Существуют трудности и в назначении стационарных СПЭ для лиц, страдающих туберкулезом в открытой форме. Специальные отделения отсутствуют во всех учреждениях соответствующего профиля.



Список использованной литературы:

1. Баев О.Я. Избранные труды. Воронеж. 2001. Т. 2.

2. Бычков В.В. Назначение судебной экспертизы как право дознавателя и следователя // Российский следователь. 2014. N 5. С. 3 - 7.

3. Комиссарова Я.В. Проблемные аспекты Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» // Российский судья. 2011. N 3. С. 28 - 30.

4. Пашутина О.С. Актуальные вопросы правовой регламентации участия специалиста при производстве по уголовным делам // Уголовное судопроизводство. 2011. N 1. С. 23 - 25.

5. Хмелева А.В. Вопросы законодательного урегулирования использования следователем специальных знаний «сведущих лиц» // Российский следователь. 2014. N 11. С. 9 - 14.

6. Хмелева А.В. Проблемные вопросы применения норм о назначении и производстве судебных экспертиз и специальных исследований // Российский следователь. 2015. N 6. С. 31 - 33.

7. Хмелева А.В. Тактические особенности назначения судебных экспертиз // Эксперт-криминалист. 2014. N 4. С. 12 - 15.

8. Следователей могут обязать знакомить участников уголовного процесса с постановлением о назначении судебной экспертизы до начала ее производства // www.garant.ru/news/602368 (дата обращения: 21.01.2015).

9. Определение Конституционного Суда РФ от 24.09.2012 N 1620-О // СПС «КонсультантПлюс».
 

prorab

Местный
1. Разработанный Минстроем России проект постановления Правительства Российской Федерации устанавливает сроки оперативного внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий.

В соответствии с проектом оперативное внесение изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий может осуществляться, но не позднее, чем за 10 рабочих дней до окончания срока проведения государственной экспертизы. Кроме того, документ также предлагает оставить в силе норму, позволяющую изменить указанный срок в порядке, установленном договором.

Текст проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в пункт 31 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» размещен на портале regulation.gov.ru и находится в статусе «Идет обсуждение».

2. С целью исключения коллизий, связанных с особенностями подготовки заключений в электронной форме, а также установления единообразного подхода к составу и содержанию сведений, включаемых как в заключение экспертизы, так и в разделы ЕГРЗ, Минстроем России подготовлен проект приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации «О внесении изменений в Требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 9 декабря 2015 года № 887/пр».
 

root

Администратор
Команда форума
Властям регионов дадут право оспорить положительные экспертные заключения в суде


Минстрой предлагает внести поправки в статью 49 Градостроительного кодекса РФ о праве органов госвласти и местного самоуправления, которые выдают разрешение на строительство, а также органа регионального госстройнадзора оспаривать положительные заключения экспертизы в судебном порядке.

Ведомство отмечает, что проект изменений также устанавливает прямую правовую норму о возможности региональных и местных властей, а также органов строительного надзора субъектов РФ правом обжаловать положительные заключения экспертиз проектной документации и инженерных изысканий в экспертную комиссию Минстроя.

По мнению авторов документа, поправки позволят:
  • повысить качество подготовки экспертных заключений;
  • повысить ответственность экспертов за соответствие выдаваемых заключений требованиям законодательства;
  • сократить последующее рассмотрение в суде исков о признании таких заключений не соответствующим требованиям техрегламентов.
 

root

Администратор
Команда форума
Новые поправки в Градкодекс расширяют полномочия госэкспертизы и Минстроя России

31 июля Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В ближайшее время документ будет подписан президентом России.
Ряд положений нового закона вступают в силу с момента опубликования документа, некоторые – с 1 января 2019 года. Главгосэкспертиза России представила подробный анализ законопроекта. Документ направлен на правовое регулирование вопросов, связанных с градостроительной деятельностью, а также с установлением зон с особыми условиями использования территорий, определением их режима и установлением их границ.

Федеральный закон в значительной степени затрагивает деятельность Главгосэкспертизы России. Так, в документе предусматривается оптимизация состава проектной документации, Минстрой России наделяется полномочием по утверждению классификатора объектов капитального строительства по их назначению, предусматривается включение в предмет экспертизы проектной документации проверки достоверности определения сметной стоимости. Указанные изменения будут способствовать оптимизации данных процедур и снижению затрат на их проведение.
Целый ряд изменений вносится в Градостроительный кодекс Российской Федерации.

1. Уточняется понятие «объект капитального строительства» и вводится понятие «некапитальное строение» (статья 1 Кодекса).
К объекту капитального строительства будут отнесены здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

К некапитальным строениям, сооружениям - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

Данная норма вступает в силу со дня официального опубликования Федерального закона.

2. Уточняются полномочия Российской Федерации в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (пункт 5.1 статьи 6 Кодекса) в части указания на то, что такая экспертиза в отношении проектной документации по объектам, расположенным на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, проводится уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (подведомственными им учреждениями). Указанные изменения обусловлены необходимостью приведения норм, касающихся полномочий Российской Федерации в области экспертизы, в соответствие с нормами, устанавливающими полномочия Российской Федерации по выдаче разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.

Данная норма вступает в силу со дня официального опубликования Федерального закона.

3. Уточняются требования к составу и содержанию разделов проектной документации.
Изменения, направленные на оптимизацию требований к составу и содержанию разделов проектной документации (части 12 и 13 статьи 48 Кодекса излагаются в новой редакции), определяют объем проектной документации, но не вводят строгих ограничений по составу и содержанию ее разделов, фактически предусматривают расширение компетенции Правительства Российской Федерации в данной области, путем указания в части 13 статьи 48 Кодекса на то, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации и дифференцируются применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции с учетом отдельных особенностей.

Изменения частей 12 и 13 статьи 48 Кодекса вступают в силу с 1 июля 2019 года.

При этом следует учитывать, что пунктом 53 статьи 26 Федерального закона установлено, что в случае, если подготовка проектной документации объекта капитального строительства осуществлялась на основании задания застройщика или технического заказчика на проектирование, выданного до установления Правительством Российской Федерации требований к составу и содержанию разделов проектной документации в соответствии с частью 13 статьи 48 Кодекса (в редакции Федерального закона), но не ранее чем 1 января 2016 года, внесение изменений в такую проектную документацию в части ее приведения в соответствие с указанными требованиями, в том числе в целях экспертизы такой проектной документации, не требуется.

4. Исключается необходимость подготовки проектной документации для капитального ремонта объектов капитального строительства (за исключением проведения капитального ремонта за счет бюджетных средств, в таком случае проектная документация должна готовиться в объеме сметы на строительство).
В данном случае застройщику предоставляется возможность разработки иных разделов проектной документации в инициативном порядке.

Норма вступает в силу со дня официального опубликования Федерального закона.

5. Минстрой России наделяется полномочием по утверждению классификатора объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования и ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства).

Также статья 48 Кодекса дополняется новой частью 12.3, устанавливающей необходимость указания в проектной документации и задании на проектирование сведений об объекте в соответствии с классификатором объектов капитального строительства.

Норма вступает в силу с 1 января 2019 года.

Следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона требование об указании в задании на проектирование и в проектной документации сведений об объекте капитального строительства в соответствии с классификатором объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования и ведения единого реестра), установленное частью 12.3 статьи 48 Кодекса (в редакции Федерального закона), не подлежит применению до утверждения такого классификатора.

6. Изменяется предмет экспертизы проектной документации, установленный частью 5 статьи 49 Кодекса.
Согласно новой редакции данной нормы предмет экспертизы дополняется оценкой соответствия проектной документации санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование (с учетом установленных статьей 49 Кодекса исключений в отношении проектной документации отдельных объектов).

Кроме того, в предмет экспертизы также включается проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Кодекса (строительство за счет бюджетных средств и средств государственных компаний и корпораций, капитальный ремонт за счет указанных средств в случаях, установленных Правительством Российской Федерации).

Данные нормы вступают в силу с 1 января 2019 года.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 3 статьи 26 Закона проведение государственной экспертизы проектной документации и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства в отношении проектной документации, представленной на государственную экспертизу или проверку достоверности определения сметной стоимости строительства до 1 января 2019 года, и выдача соответствующих заключений осуществляются в порядке, установленном Кодексом (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона).

Кроме того, пунктом 4 указанной статьи Федерального закона определено, что до 1 января 2020 года государственная экспертиза на предмет оценки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства проводится экспертами, имеющими в соответствии с Кодексом (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона) право на осуществление проверки достоверности определения указанной сметной стоимости. В этом случае при проведении государственной экспертизы проектной документации на указанный предмет положение части 4.6 статьи 49 Кодекса не применяется.

7. Отменяется обязательность проведения экспертизы проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.
Из части 3 статьи 49 Кодекса исключаются положения, регламентирующие устанавливающее специальное предписание по проведению экспертизы проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.

Норма вступает в силу с момента опубликования Федерального закона.

Одновременно нормой пункта 1 части 3.3 статьи 49 Кодекса в редакции Федерального закона устанавливается, что проектная документация объектов капитального строительства, указанных в частях 2 и 3 данной статьи, и результаты инженерных изысканий, выполненные для подготовки такой проектной документации подлежат государственной экспертизе в случаях, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с требованиями Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения.

Изменения в часть 3.3 статьи 49 Кодекса вступают в силу с 1 января 2019 года.

8. Изменяется режим конфиденциальности для сведений и документов, представленных на экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Норма, введенная частью 5.4 статьи 49 Кодекса, вводит исключение в режиме обеспечения конфиденциальности сведений проектной документации, представленной на экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, устанавливающее, что указанный режим не распространяется случаи включения таких сведений (информации) в государственные информационные системы, в том числе единый реестр.

Норма вступает в силу с момента опубликования Федерального закона.

9. Уточняется порядок признания проектной документации экономически эффективной проектной документацией (статья 48.2 Кодекса).
Предусматриваются конкретные условия, при соблюдении которых проектная документация может быть признана экономически эффективной проектной документацией повторного использования.

Также устанавливается, что органы, осуществляющие строительство за счет бюджетных средств, с момента размещения сведений об экономически эффективной проектной документации повторного использования в едином реестре получают право безвозмездного использования такой документации, а также обязанность ее использования для подготовки на ее основе проектной документации применительно к аналогичному объекту.

При этом Минстрой России наделяется полномочием по утверждению критериев «аналогичности» (критериев, на основании которых устанавливается аналогичность проектируемого объекта капитального строительства и объекта капитального строительства, применительно к которому подготовлена проектная документация, в отношении которой принято решение о признании проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования).

Норма вступает в силу с момента опубликования Федерального закона.

10. Одновременно упраздняется институт модифицированной проектной документации (признается утратившей силу часть 5 статьи 48.2 Кодекса, соответствующие правки внесены в статью 49 Кодекса).

Все изменения, которые вносятся в статью 48.2 Кодекса, вступают в силу со дня официального опубликования Федерального закона.

11. Корректируются положения, регулирующие создание и ведение единого реестра (статья 50.1 Кодекса).
Уточнена редакция части 1 статьи 50.1 Кодекса в целях исключения правовой неопределенности в части установления состава документов и сведений, подлежащих включению в единый реестр.

Новая часть 1.1 данной статьи предусматривает, что в единый реестр не подлежат включению сведения и документы, предусмотренные частью 1 указанной статьи, в случаях, если документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, содержат сведения, составляющие государственную тайну.

Часть 2 статьи 50.1 Кодекса дополняется положением об обязательности ведения единого реестра с использованием соответствующей федеральной государственной информационной системы.

Часть 4 статьи 50.1 Кодекса дополняется возможностью взимания платы за предоставление документов и сведений, включенных в единый реестр и не являющихся общедоступными. При этом указывается, что размер и порядок взимания такой платы устанавливаются Минстроем России.

Положения Федерального закона, связанные с внесением изменений в статью 50.1 Кодекса вступают в силу с момента опубликования Федерального закона.

Одновременно необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 57 статьи 26 Федерального закона положения части 7.1 статьи 49 Кодекса о запрете выдачи заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий до включения сведений о таком заключении в единый реестр не применяются к заключениям экспертизы, подготовленным в отношении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представленных для проведения такой экспертизы до начала ведения единого реестра.

Данная норма также вступает в силу со дня официального опубликования Федерального закона.

12. Уточняется статья 60 Кодекса, регулирующая вопросы возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения.

В пункт 4 части 5 статьи 60 Кодекса, определяющий возможность предъявления регрессных требований к организации, которая провела экспертизу проектной документации, вносится изменение, ограничивающее объем оснований причинения вреда несоответствием проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 Кодекса (предмет экспертизы), то есть требованиям безопасности, без учета требований по определению сметной стоимости объекта капитального строительства. Норма вступает в силу 1 января 2019 года.

Из указанных оснований также исключается причинение вреда в результате применения обоснования безопасности опасного производственного объекта при наличии положительного заключения экспертизы промышленной безопасности такого обоснования.

Новым пунктом 4.3 статьи 60 Кодекса установлено, что ответственность за вред, причиненный вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, связанный с применением экономически эффективной проектной документации повторного использования, несет экспертная организация, выдавшая соответствующее заключение.
Нормы вступают в силу со дня официального опубликования Федерального закона.

Федеральный закон также вносит ряд изменений в другие положения Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Так, документ предусматривает признание утратившими силу норм, касающихся создания и ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий (изменения в статье 47 Кодекса). Указанный фонд не был создан, при этом в соответствии с вносимыми в Кодекс изменениями в порядок формирования и ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД) сведения о результатах инженерных изысканий и материалах инженерных изысканий будут содержаться в ГИСОГД (статья 57 Кодекса).
Указанные изменения вступают в силу с 1 января 2019 года.

Помимо указанного Федеральный закон также предусматривает значительные изменения в порядке ведения ГИСОГД (статьи 56 и 57 Кодекса). Указанные изменения также вступают в силу с 1 января 2019 года.

Федеральный закон также вносит изменения в Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» путем дополнения его статьями 32 и 33, аналогичными статьям 110.1 и 110.2 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в целях установления единообразных требований при закупке товаров, работ, услуг в целях создания произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработки на его основе проектной документации объектов капитального строительства, а также установления особенностей заключения и исполнения договора, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, как для обеспечения государственных и муниципальных нужд, так и для обеспечения нужд отдельных юридических лиц (государственных компаний и корпораций).
Указанные изменения вступают в силу с 1 января 2019 года.

В целях установления единых подходов к правовому регулированию установления зон с особыми условиями использования территории и ограничений использования земельных участков, расположенных в таких зонах, Земельный кодекс Российской Федерации дополняется новой главой «Зоны с особыми условиями использования территории».

Зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства;
3) обеспечение сохранности объектов культурного наследия;
4) охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира;
5) обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Может быть установлено 28 видов зон с особыми условиями использования территорий.

Положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий утверждает Правительство Российской Федерации (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия).

Также Земельный кодекс Российской Федерации дополняется положениями, регламентирующими особенности возмещения убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий (статья 57.1).

Данные положения вступают в силу с момента опубликования Федерального закона.

Федеральный закон разработан во исполнение поручений Президента Российской Федерации по итогам специальной программы «Прямая линия с В.В. Путиным» от 15 июня 2017 г. № Пр-1180, по итогам совещания Президента Российской Федерации с членами Правительства Российской Федерации от 22 июня 2017 г. от 9 июля 2017 г. № Пр-1329, а также ряда поручений Правительства Российской Федерации.
 

Эксперт

Местный
Аттестация физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации

С 1 апреля 2014 г. документы для допуска к прохождению аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий следует сопровождать заявлением установленного образца. Образец можно скачать на сайте Минстроя России.

Планом мероприятий («дорожной картой») «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 1487-р, предусмотрена поэтапная отмена обязательности экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации (за исключением особо опасных, технически сложных и уникальных объектов):

1-й этап – многоквартирные жилые дома (с 1 января 2013 г.)
2-й этап – прочие объекты капитального строительства (с 1 января 2014 г.)

В соответствии с частью 2 статьи 49.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. № 271 «О порядке аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий» Минрегион России проводит аттестацию (переаттестацию) физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.

Получатели услуг – физические лица

Физические лица, аттестованные в установленном порядке до 1 апреля 2012 г. Минрегионом России на право подготовки заключений государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, вправе осуществлять подготовку заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий по направлениям деятельности эксперта, указанным в квалификационном аттестате, до истечения срока действия такого аттестата.

По окончании срока действия аттестатов, выданных в соответствии с приказами Министерства регионального развития Российской Федерации от 13 апреля 2009 г. № 133 «Об аттестации государственных экспертов» и от 8 апреля 2011 г. № 162 «Об утверждении Порядка аттестации (переаттестации) государственных экспертов», указанные лица подлежат аттестации в соответствии с Положением об аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. № 271 (далее – Положение).

Документы, необходимые для прохождения аттестации:

1. Заявление с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) (в строке "Адрес места жительства" необходимо указывать индекс и полный почтовый адрес), идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), страхового номера индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС), адреса электронной почты (при наличии), направления деятельности эксперта, по которому претендент имеет намерение получить право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, из числа направлений деятельности экспертов, включенных в перечень, устанавливаемый Минрегионом России (далее – направление деятельности), а также сведений об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.

2. Копия паспорта либо иного основного документа, удостоверяющего личность, а также копия документа, подтверждающего постоянное проживание в Российской Федерации, если в основном документе, удостоверяющем личность, отсутствуют сведения о постоянном проживании в Российской Федерации.

3. Копия диплома о высшем профессиональном образовании.

4. Заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке копия трудовой книжки или иных документов, подтверждающих требуемый стаж работы.

Документы, необходимые для прохождения переаттестации:

1. Заявление с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) (в строке "Адрес места жительства" необходимо указывать индекс и полный почтовый адрес), идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), страхового номера индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС), адреса электронной почты (при наличии), направления деятельности эксперта, по которому претендент имеет намерение получить право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, из числа направлений деятельности экспертов, включенных в перечень, устанавливаемый Минрегионом России (далее – направление деятельности), а также сведений об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.

2. Копия паспорта либо иного основного документа, удостоверяющего личность, а также копия документа, подтверждающего постоянное проживание в Российской Федерации, если в основном документе, удостоверяющем личность, отсутствуют сведения о постоянном проживании в Российской Федерации.

Копии документов должен заверить работодатель

Документы для прохождения переаттестации представляются по истечении четырех лет с даты начала срока действия квалификационного аттестата, но не позднее девяти месяцев до даты окончания указанного срока. Документы для прохождения аттестации (переаттестации), представленные в Минрегион России с нарушением требований пунктов 10 или 11 Положения, возвращаются отправителю без рассмотрения по существу.

Единовременно возможна подача одного заявления на аттестацию по одному направлению деятельности. Эксперт может в любое время действия выданного квалификационного аттестата представить документы для прохождения аттестации на получение права подготовки заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий по другому направлению деятельности. В этом случае для прохождения аттестации представляются документы, предусмотренные пунктом 11 Положения.

Требования к претенденту на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий:

1. Высшее профессиональное образование по профилю, соответствующему заявленному направлению деятельности эксперта.

2. Постоянное проживание в Российской Федерации.

3. Стаж работы в сфере подготовки проектной документации и (или) выполнения инженерных изысканий по заявленному направлению деятельности эксперта не менее чем 5 лет или стаж работы на соответствующих должностях в органах либо организациях, проводящих экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, не менее чем 3 года.

4. Отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.

5. Наличие необходимых знаний в области законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (включая требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства) в части, касающейся соответственно выполнения инженерных изысканий в целях проектирования, строительства и эксплуатации этих объектов либо осуществления их проектирования, строительства и эксплуатации.

Эксперт может быть переаттестован на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, если он:

1. Постоянно проживает в Российской Федерации.
2. Не имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.
3. Обладает необходимыми знаниями в области законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (включая требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства) в части, касающейся соответственно выполнения инженерных изысканий в целях проектирования, строительства и эксплуатации этих объектов либо осуществления их проектирования, строительства и эксплуатации.

В соответствии с пунктом 23 Положения об аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года № 271, претенденту необходимо в установленное время явиться для проверки знаний, имея при себе следующие документы: паспорт или иной основной документ, удостоверяющий личность, и оригинал диплома о высшем профессиональном образовании.

Тестирование проводится Минстроем России еженедельно.

Аттестация экспертов проводится Минрегионом России в установленном порядке в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. № 271 «О порядке аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий».

Обращаем внимание, что для прохождения аттестации (переаттестации) не требуется представления никаких иных документов, кроме предусмотренных указанным постановлением Правительства Российской Федерации.

Все поступающие документы для прохождения аттестации (переаттестации) рассматриваются Минстроем России в срок, установленный пунктом 19 Положения об аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. № 271.

По результатам рассмотрения поступивших документов в случае соответствия претендента (эксперта) установленным требованиям Минрегион России направляет претенденту (эксперту), допущенному к проверке знаний, почтовым отправлением или в форме электронного документа извещение о допуске к проверке знаний с указанием формы такой проверки, времени и места ее проведения. Указанное извещение направляется не позднее чем за 30 дней до дня проведения проверки знаний.
 

Эксперт

Местный
Новый закон о судебно-экспертной деятельности может быть принят уже в этом году

novyy-zakon-o-sudebno-ekspertnoy-deyatelnosti-mozhet-byt-prinyat-uzhe-v-etom-godu-200(1).jpg


Данный документ призван заменить действующий Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее – закон о ГСЭД), который, напомним, регулирует производство экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях. Ряд положений указанного закона, определяющих принципы судебно-экспертной деятельности, права и обязанности эксперта, требования к содержанию экспертного заключения, правила отвода эксперта и участия при производстве экспертизы участников процесса, распространяется и на лиц, обладающих специальными знаниями, но не являющихся государственными судебными экспертами, которые также вправе производить экспертизы (ст. 41 закона о ГСЭД).

Из содержания норм процессуального законодательства, регулирующих порядок назначения и производства экспертиз в уголовном, гражданском, арбитражном и административном процессе, также следует, что проведение экспертизы возможно и государственными судебными экспертами, и иными экспертами (ст. 195 Уголовно-процессуального кодекса, ст. 79 Гражданского процессуального кодекса, ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса, ст. 77 Кодекса административного судопроизводства). Правда, для экспертиз по уголовным делам сделана оговорка – их производство может быть поручено негосударственному экспертному учреждению или лицу, не являющемуся сотрудником судебно-экспертного учреждения, но обладающему специальными знаниями и имеющему необходимое оборудование, в случае, когда проведение экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении невозможно (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2010 г. № 28 "О судебной экспертизе по уголовным делам").

Более подробно порядок проведения экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях – к ним на сегодняшний день, напомним, относятся судебно-экспертные учреждения Минюста России, МВД России, Минздрава России, Минобороны России, МЧС России, ФСБ России, ФТС России – прописан в нормативных актах соответствующих ведомств (Инструкция по организации производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, Инструкция по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел РФ, Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях РФ и т. д.).

При производстве экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении обязательно обеспечивается контроль за компетентностью эксперта или экспертов – руководитель учреждения поручает ее проведение тем сотрудникам, которые обладают специальными знаниями в необходимом для ответов на поставленные в постановлении или определении о назначении экспертизы объеме, а также за сроками производства экспертизы и качеством исследования (ст. 14 закона о ГСЭД). Порядок оценки компетентности сотрудников негосударственных экспертных учреждений и иных организаций, выступающих в качестве экспертов, равно как и требования к их методическому и материально-техническому обеспечению, в настоящее время не нормативно не закреплены.

При этом значительное количество экспертиз проводится именно негосударственными экспертами. Так, например, согласно статистическим данным о деятельности судов общей юрисдикции за 2013-2018 годы ежегодно более 180 тыс. постановлений о назначении экспертизы – 64% всех вынесенных соответствующих постановлений – направляется негосударственным судебно-экспертным учреждениям. Одна из причин – высокая степень загруженности государственных экспертов. Как отмечается в тематических аналитических материалах Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (имеются в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ), в судебно-экспертных учреждениях Минюста России средняя нагрузка на каждого сотрудника превышает норму в 1,5 раза, в экспертно-криминалистических подразделениях МВД России – тоже в 1,5 раза (по некоторым видам экспертиз – в 2-3,5 раза). Таким образом, государственные эксперты не могут обеспечить выполнение всего объема экспертных исследований, тем более без нарушения сроков. Но и назначение экспертиз в негосударственные экспертные учреждения далеко не всегда является выходом из ситуации, так как не все из них строго контролируют сроки и качество проведения экспертиз. Сомнения в правильности и обоснованности полученных в результате экспертных заключений являются основанием для назначения повторных экспертиз, проведение которых нередко поручается уже государственным судебно-экспертным учреждениям. По данным Минюста России, в прошлом году экспертные учреждения министерства провели 585 таких повторных экспертиз, и выводы по 77,6% из них не совпали с выводами первоначальных заключений негосударственных экспертов. Такая проверка, разумеется, еще сильнее загружает государственные судебно-экспертные учреждения.

Необходимость закрепления правовых основ деятельности негосударственных экспертных организаций и негосударственных экспертов в целях повышения качества проводимых ими экспертиз и явилась одним из оснований разработки Минюстом России проекта нового закона о судебно-экспертной деятельности. Соответствующий законопроект1, направленный на регулирование судебно-экспертной деятельности в целом и закрепляющий особенности ее осуществления в государственных и негосударственных экспертных учреждениях, напомним, был внесен в Госдуму и принят в первом чтении еще в 2013 году. Документ содержал, в частности, положения о сертификации компетентности: обязательной для работников государственных судебно-экспертных организаций и добровольной для всех остальных экспертов (получивших сертификаты компетентности лиц предполагалось включать в государственный реестр судебных экспертов), валидации (оценки применимости) методических материалов по производству судебной экспертизы и сертификации научно-методического обеспечения и др.

Количество полученных замечаний по тексту проекта при его доработке ко второму чтению, как отметил в ходе состоявшихся в конце мая текущего года в Совете Федерации парламентских слушаний, посвященных вопросу совершенствования законодательства о судебно-экспертной деятельности, заместитель Министра юстиции РФ Денис Новак, привело к тому, что в 2016 году была подготовлена фактически новая редакция законопроекта, которая, однако, тоже не была поддержана большинством заинтересованных органов власти. Тем не менее работа продвинулась – по итогам прошедшего в мае прошлого года оперативного совещания Совета Безопасности РФ Минюсту России совместно с другими заинтересованными структурами было поручено выработать единую позицию по законопроекту и отчитаться об итогах до 15 июля текущего года, и, по словам Дениса Новака, проект поправок, учитывающий замечания и Государственно-правового управления Президента РФ, и федеральных органов власти, будет подготовлен в обозначенный срок. Таким образом, уже в ходе осенней сессии этого года законопроект может быть рассмотрен и принят во втором чтении, подчеркнул заместитель министра.

Новая редакция законопроекта не обнародована, но на основании сообщенных представителем Минюста России в ходе парламентских слушаний данных можно обозначить наиболее существенные изменения:

  • из проекта исключено положение об обязательной сертификации компетентности государственных судебных экспертов – предполагается и дальше применять действующую систему их аттестации. При этом норма о добровольной сертификации негосударственных экспертов сохранена, и предусмотрено, что порядок, условия выдачи, основания приостановления и прекращения действия сертификата компетентности, а также уполномоченные организации по сертификации компетентности лиц, обладающих специальными знаниями, определяются Правительством РФ;
  • нормы, касающиеся обязательной сертификации методического обеспечения и обязательной валидации методических материалов по производству судебной экспертизы, также исключены, но предлагается модель приоритетного использования сертифицированных методических материалов;
  • единого реестра судебных экспертов, скорее всего, тоже не будет – против внесения в него сведений обо всех государственных судебных экспертах высказывается, в частности, ФСБ России;
  • производство судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз будет осуществляться в соответствии с нормами нового закона о судебно-экспертной деятельности – первоначальная редакция законопроекта предполагала, что его действие распространяется на всю судебно-экспертную деятельность, за исключением указанных видов экспертиз.
Важно, что экспертное сообщество, в том числе представители негосударственных экспертных учреждений, выступают за принятие нового закона о судебно-экспертной деятельности, отмечая при этом необходимость использования возможностей саморегулирования в этой сфере. Одно из предложений – сформировать палаты судебных экспертов: федеральную и в пределах каждого федерального округа (как вариант – региона), которые могли бы, например, сертифицировать по определенным правилам экспертов (требования, предусмотренные существующими сейчас системами добровольной сертификации существенно различаются), методические материалы, экспертные лаборатории, организовывать дополнительное профессиональное образование лиц, планирующих стать экспертами, вести реестры экспертов и т. д.

Помимо необходимости совершенствования правовых основ экспертной деятельности, профессиональное сообщество отмечает и ряд острых практических проблем: недостаточность финансирования, необходимость обновления материально-технической базы и др. Можно предположить, что работа по их решению будет организована правительственной комиссией по координации судебно-экспертной деятельности в РФ (постановление Правительства РФ от 8 декабря 2018 г. № 1502) – по словам Дениса Новака, в настоящее время завершается формирование ее персонального состава.

Стоит отметить, что Совет Федерации по итогам парламентских слушаний рекомендовал Госдуме ускорить рассмотрение соответствующего законопроекта.
 

Эксперт

Местный
В ГПК изменен алгоритм оплаты судебных экспертиз, назначаемых по инициативе сторон

5 июля Госдума приняла закон (законопроект № 85461-8) о внесении изменений в Гражданско-процессуальный кодекс в целях совершенствования порядка оплаты судебных экспертиз.

Поправки, в частности, дополняют ст. 95 ГПК РФ ч. 4, согласно которой эксперты и специалисты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если последняя не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения будет определяться судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами или специалистами.

В ч. 5 ст. 95 ГПК уточнен порядок определения вознаграждения за проведение судебной экспертизы экспертом государственного судебно-экспертного учреждения – по согласованию со сторонами и по соглашению с руководителем такого учреждения. В свою очередь, ст. 98 Кодекса дополнена нормой о том, что при неисполнении сторонами обязанности по предварительному внесению на депозитный счет суда денежных сумм, подлежащих выплате экспертам, если в дальнейшем они не произвели оплату экспертизы или оплатили ее не полностью, денежные суммы в счет выплаты вознаграждения за проведение экспертизы, а также возмещения фактических расходов эксперта, судебно-экспертного учреждения, понесенных в связи с проведением экспертизы, взыскиваются с одной стороны или с обеих сторон и распределяются между ними в порядке, установленном ГПК.

Комментируя поправки на стадии их внесения в Думу, адвокат, управляющий партнер ZHAROV GROUP Евгений Жаров отмечал, что смысл поправок заключается в том, что, если сторона или стороны не оплатили экспертизу предварительно или в последующем, суд распределяет эти расходы пропорционально размеру удовлетворенных требований и взыскивает их в пользу экспертного учреждения (эксперта) со стороны или сторон.

В свою очередь, партнер АБ «КРП» Челябинской области Виктор Глушаков предположил, что их авторы считают необходимым минимизировать риски, связанные с неполучением денежных средств в счет оплаты экспертизы. «Я, конечно, допускаю, что такие ситуации возникают в каких-то категориях споров, возможно, в спорах с участием госорганов. Однако за все время своей практики, как в арбитражном, так и в гражданском процессе, я ни разу не встречал ситуации, когда экспертиза назначалась до момента демонстрации суду доказательств оплаты услуг эксперта. Мне сложно предположить, какие обстоятельства нужны для того, чтобы назначить экспертизу, не дожидаясь поступления денег за ее назначение. Но повторюсь: в спорах с государственными органами, когда инициатором экспертизы выступает государство, такая ситуация гипотетически возможна», – отмечал он.

По мнению директора ООО «Рязанский научно-исследовательский центр судебной экспертизы» Павла Милюхина, если буквально прочитать текст ч. 5 ст. 95 ГПК РФ, то получится, что суд назначает вознаграждение эксперту государственного учреждения. «Этого не может быть в принципе, поскольку эксперт государственного судебно-экспертного учреждения состоит на должности государственного судебного эксперта и ему устанавливается соответствующая выплата в процентном отношении за производство судебных экспертиз по гражданским делам. Он не может напрямую получить вознаграждение за производство судебной экспертизы. Денежные средства за производство судебной экспертизы поступают в государственное судебно-экспертное учреждение, а затем уже распределяются в соответствии с правилами ведения хозяйственной деятельности», – пояснил он.

Эксперт назвал непонятной формулировку «по соглашению с руководителем государственного судебно-экспертного учреждения»: «Получается, что руководитель такого учреждения вправе самостоятельно устанавливать размер вознаграждения, а он, как правило, получает процент от выполненных судебных экспертиз так же, как и эксперт».

Павел Милюхин также отметил, что дополнение ст. 98 ГПК не приведет к какому-либо изменению текущих гарантий эксперту или судебно-экспертному учреждению по оплате за экспертизу, поскольку нормами ст. 85 Кодекса прямо запрещено не проводить эксперту судебную экспертизу ввиду ее неоплаты. «В этом случае, как и сейчас, денежные средства за производство экспертизы будут взыскиваться экспертами (экспертными организациями) по исполнительным листам. Здесь надо прямо предусмотреть норму по аналогии с АПК РФ, что в случае невнесения на депозитный счет суда денежных средств за производство экспертизы экспертиза не назначается, а назначенная – отзывается. В свою очередь, сторона, которая ходатайствовала о ней, лишается возможности повторного назначения.
 

Эксперт

Местный
Уточнен порядок оплаты судебных экспертиз, назначаемых в рамках гражданского процесса

Федеральный закон от 14.07.2022 N 318-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"

Установлено, что размер вознаграждения за проведение судебной экспертизы экспертом государственного судебно-экспертного учреждения, назначенной по ходатайству лица, участвующего в деле, определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с руководителем государственного судебно-экспертного учреждения.

В случае неисполнения стороной или сторонами обязанности по внесению на специально открытый счет денежных сумм, подлежащих выплате свидетелям, экспертам и специалистам, если в дальнейшем они не произвели оплату экспертизы или оплатили ее не полностью, денежные суммы в счет выплаты вознаграждения за проведение экспертизы, а также возмещения фактических расходов эксперта, судебно-экспертного учреждения, понесенных в связи с проведением экспертизы, явкой в суд для участия в судебном заседании, подлежат взысканию с одной стороны или с обеих сторон и распределяются между ними в порядке, установленном частью первой статьи 98 ГПК РФ.
 
Верх