«Критика чистого разума» (
нем. Kritik der reinen Vernunft) — философский труд
Иммануила Канта, впервые опубликованный в 1781 году в Риге. Считается одной из наиболее фундаментальных работ в
истории философии и главным сочинением философа. Ключевой вопрос «Критики» — исследование познавательной возможности
разума, в отрыве от знаний, получаемых
эмпирическим (опытным) путём. По ходу исследования философ освещает вопросы
пространства и времени, возможности доказательства существования
Бога посредством разума и др.
Кант устанавливает непознаваемость вещей самих по себе («
вещь в себе»), порождающих своим воздействием на наше сознание явления внешнего мира; для достоверного знания доступны лишь эти явления в нашем сознании.
Пространство и время, которые мы воспринимаем в опыте,
субъективны, то есть они — наши же представления, а не существуют сами по себе; а потому всё, что помещается в них (а мы ничего не можем воспринять вне пространства и времени), есть тоже наше представление; следовательно, на опыте мы имеем дело только с нашими представлениями, но лишь являющимися нам как
объекты; так что всё без исключения, даже самих себя, мы знаем лишь как явления, а не как «вещь в себе». При всём том Кант не считает возможным отрицать само существование вещей в себе, хотя бы потому, что такое отрицание явилось бы известным суждением о них, высказывать которое, в виду их непознаваемости для нас, мы не имеем никаких данных
[1]. Основной смысл сочинения: за явлениями, доступными опыту, находится мир предметов «самих по себе», познать который мы не в состоянии; наше познание имеет дело лишь с
феноменами[2]; мир возможен лишь как
бытие, подчинённое категориям
мысли: «
наш рассудок сам же и предписывает природе её законы»
[3].
Сочинение написано за несколько месяцев после более чем десятилетнего обдумывания; по всей видимости, является объединением многолетних записок автора. Читатели жаловались на излишнюю сложность книги, затруднявшую понимание идей автора. Для предотвращения возможных неверных толкований в 1783 году Кантом были изданы «
Пролегомены ко всякой будущей метафизике», а в 1787 году вышло
второе издание «Критики». Изложив в 1-м издании тот взгляд критического идеализма, что мир познается нами только в своих являемых формах, которые суть построения умственной деятельности нашего субъекта и помимо нашего представления вовсе не существуют, Кант понял, что этот взгляд смешивается многими с тем фантастическим идеализмом, по которому мир создаётся субъектом без всякого данного материала и есть только грёза или пустой призрак. Ввиду этого Кант во 2-м издании, так же и как в «Пролегоменах», подчеркнул различие двух идеализмов и изложил свой таким образом, чтобы дальнейшее смешение было невозможно.
[4]
Непосредственное продолжение — «
Критика практического разума» (1788), основное
этическое произведение Канта.